тел. (495) 507-70-47 | promalpinizm@narod.ru

 

 












Бригада опытных альпинистов из Москвы выполнит любые высотные работы в короткие сроки, качественно и по невысоким ценам.



Все об удалении деревьев

Поиск
    

Rambler's Top100


Снаряжение

 

GRI-GRI, STOP, I`D: отказ в работе
на обледеневшей веревке.

"Купил PETZL - гордись.
Не купил - радуйся!"
(шутка)

Самоблокирующиеся спусковые устройства GRI-GRI, STOP, I`D пользуются заслуженной популярностью у альпинистов. Они надежны, удобны в работе. Но иногда возникают ситуации, когда даже такое надежное снаряжение отказывает. Трагичность ситуации заключается в том, что долгая безаварийная работа расслабляет, а отказ происходит внезапно. Зная причины и условия возникновения нештатной ситуации, можно заблаговременно принять меры по ее недопущению.



По принципу действия GRI-GRI, STOP, I`D являются фрикционными спусковыми устройствами с поворотным эксцентриком. Т. е. необходимая для замедления спуска сила трения возникает за счет последовательного прохождения веревки через бобину эксцентрика и боковую щечку, у GRI-GRI и I`D. Либо вторую бобину у STOPа. Фиксация веревки осуществляется эксцентриком. Когда веревка покрывается льдом, становится скользкой, сила трения веревки о рабочие части устройств заметно снижается, становится недостаточной для нормальной работы спускового устройства.

По степени обледенения веревки, можно выделить два состояния: обледенение оплетки и полное замерзание веревки. В первом случае, спусковое устройство при спуске нагревается, отдавая тепло веревке. Образуется иней. При повторных спусках снежинки уплотняются, частично тают, глубоко проникая между волокнами оплетки, вновь смерзаются. Этот процесс активизируется при попадании на веревку влажного снега. Кристаллы льда смерзаются между нитями оплетки. Веревка становится очень скользкой, при этом оставаясь мягкой! Особенно подвержены этому "12 прядные рыболовецкие шнуры", имеющие рыхлую оплетку крупного плетения.

Во втором случае веревка намокает при непосредственном воздействии воды. После сильного похолодания, остекленевшая веревка более походит на ледовую скульптуру, нежели предмет альпинисткой экипировки. В подобном случае, рекомендую всерьез задуматься о временном прекращении работ - жизнь дороже!

При замерзании оплетки, веревка остается мягкой. Но силы трения о рабочие поверхности спусковых устройств оказывается недостаточно для автоматического зажатия веревки. В наиболее крайнем случае, который собственно именуется "отказ в работе" силы трения недостаточно даже для замедления скорости спуска. На тормозящую руку приходятся чудовищные нагрузки, сопоставимые с собственным весом альпиниста! Не забывайте при этом, что удерживать приходится скользкую веревку.

Наиболее часто STOP применяется в спортивной спелеологии, так как является неотъемлемой частью спелеотехники SRT (дословно: техника одной веревки). Предвидя возможность обледенения веревки, спелеологи заранее вщелкивают в страховочную систему и веревку дополнительный карабин, увеличивающий силу трения, за счет дополнительного перегиба. Но альпинисты, перешедшие в работе, на спусковое устройство STOP, не подозревают с какой опасностью можно столкнуться!

Повисните на STOPе. Тормозящей рукой согнутой в локте сожмите веревку. После этого выпрямите руку, перенеся на нее вес тела. STOP перевернется вниз. Именно в таком положении оказался мой STOP. Малейшее ослабление веревки, приводило к ее проскальзыванию через спусковое устройство без снижения нагрузки на руку. Попытка дожать эксцентрик рукоятью окончилась безрезультатно - силы не хватило. Вщелкнуть веревку в "кроль", либо использовать дополнительный карабин на системе, в этот момент не представлялось возможным. Желающие могут попробовать (на тренировке) воспользоваться "жюмаром", не забывая, что его надо найти под слоем одежды и поставить на веревку одной рукой, другой, удерживая собственный вес.

Самым разумным в подобных условиях будет зависание на страховочной веревке с последующим вщелкиванием дополнительного карабина увеличивающего силу трения. Кстати "советская Школа альпинизма" рекомендует перекинуть веревку через плечо, за спину по диагонали, удерживая противоположной плечу рукой, в районе бедра (спортивный спуск). Такой способ дополнительно усиливает силу трения, облегчает контроль за веревкой.

Отказ в работе у I`D происходит аналогичным образом. Также как STOP, I`D переворачивается вниз. При этом усилие на руку аналогично (очень большое). Разница лишь в том, что I`D позволяет принудительно дожать эксцентрик. И дожимать приходится очень сильно! Лишь зажатый до упора эксцентрик позволяет зафиксировать веревку. Спуск возможен, если чуть отжать эксцентрик. Но лучше не искушать судьбу. Дело в том, что оплетка веревки замерзает не равномерно. Вы спокойно спускаетесь в штатном режиме работы устройства. Вдруг чувствуете что падаете. Зажав веревку тормозящей рукой, ощущаете огромную нагрузку на руку. Схватив веревку двумя руками, перебирая ими вниз по веревке, выводите спусковое устройство в вертикальное положение. Кажется, что эксцентрик вот-вот зажмет веревку. Но тут снова срыв... Возможно, что следующие метры веревки окажутся незатронутыми льдом либо наоборот насквозь промерзшими. Немедленно дожмите рукоять, зафиксируйте свое положение, обдумайте произошедшее! Обратите внимание на рисунок! В подобном случае I`D заблокировать невозможно. Используйте рекомендации данные для STOPа.

GRI-GRI в отличие от I`D и STOPа, в данной ситуации, возможно наиболее безопасное спусковое устройство. Имеется в виду, что отказ в работе на обледеневшей веревке наименее трагичен. Этому способствует конструктивный элемент - особый загиб откидной щечки корпуса. Благодаря этому при увеличении нагрузки на руку, веревка дополнительно переламывается и сила трения увеличивается.

При подобной работе GRI-GRI похожа на шайбу Штихта, или "букашку Кашевника". К тому же, выходящая из GRI-GRI веревка находится на минимальном расстоянии от оси спуска, более выгодном, чем у I`D и STOPа. Следовательно, можно без проблем прощелкнуть дополнительный карабин. Тем не менее, неожиданное проскальзывание спускового устройства может нежелательно сказаться на продолжительности вашей жизни!

Будте внимательны! В случае возможности обмерзания веревки считаю необходимым обязательно вщелкивать дополнительный карабин в страховочную систему и веревку, как показано на диаграммах в инструкциях по эксплуатации всех трех устройств. Также, возможно возникнет необходимость выбора другого спускового устройства. Очень рекомендую в подобных условиях, а также многих других ситуациях применять для спуска узел(!). Мне он знаком под названием "двойной UIAA" (скорее всего у него есть какое-то другое название). Этот узел самозатягивающийся, то есть для спуска необходимо принудительно подавать веревку в узел. Он отлично работает при любом состоянии веревки. Конечно веревка в этом случае быстро изнашивается. Но если у вас возник вопрос о применении узла "двойной UIAA", то о веревке речи не идет.

Безопасность в альпинизме не личное дело! Именно статистика несчастных случаев говорит о надежности (точнее о ненадежности) снаряжения. Но снаряжение здесь не виновато. Оно может быть уникальным для одних условий и совершенно не работать в других. Лишь обмен опытом между альпинистами, своевременное информирование о выявленных недостатках помогут сделать нашу работу безопасной!

Буду рад услышать отзывы на эту и другие мои статьи.

Инструктор альпинизма, промальп Олег Иванычев, "Крезик".
Krezik01@mail.ru

Взято с promalp.ru